Контакты

Федерация спортивного ориентирования республики тыва. Спортивное ориентирование Теория спортивного ориентирования

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Спортивное ориентирование – это бег по заданному направлению: спорт­с­мен с картой и компасом должен пройти дистанцию, отметившись на нескольких контрольных пунктах. Двигаться нужно по пересеченной местности (обычно по лесам и паркам), контрольные станции проходить в особом порядке. Этот вид спорта вышел из военных учений, которые проводили для скандинавских и британских солдат. Отцом-основателем считают шведского майора Эрнста Килландера, президента Стокгольмской любительской спортивной ассоциации. Он придумал правила и провел первые в истории соревнования в 1918 году.

Рассказывает психолог и психофизиолог Татьяна Фадеева, 31 год, КМС, призер чемпионата Московской области и Федеральных соревнований «Российский Азимут».

«Ориентирование учит рассчитывать только на себя, – говорит Татьяна. – Нет ни болельщиков, ни соперников поблизости, ты один на один со своей дистанцией. По сути, это метафора жизни, с которой ты тоже всегда тет-а-тет, и нужно двигаться вперед, бороться со страхами, ленью, нежеланием думать. Ошиблась – не факт, что проиграла: там, где тебе трудно, сложно и остальным, конкуренты тоже могли совершить промах. Поэтому, если заблудилась, нельзя метаться и впадать в панику, надо взять себя в руки и принять взвешенное решение. Остановиться, вспомнить, в какой точке ты еще знала, где находишься, вернуться, сориентироваться заново и продолжать движение. Все как в жизни».

Все не так просто. При высоких аэробных нагрузках сложно сохранять внимание (на тренировках новичкам выдают тексты и задачки, которые надо читать и решать на бегу, – попробуй и поймешь, до чего «здорово»). А ведь необходимо следить за дорогой, сверяться с маршрутом, соображать, как перебираться через препятствия . И номера контрольных пунктов не перепутать. Хотя это и есть самое интересное. Плюс полезное: мало что в жизни может пригодиться так, как умение быстро соображать в стрессовой ситуации. (Лови инструкцию по борьбе со стрессом .)

«Спортивное ориентирование уникально сочетанием физической и ментальной загрузки, – гово­­рит Татьяна. – Ты ведь не просто бегаешь, но и думаешь, голова загружена на 150%. Не отвлекаешься на посторонние мысли, забываешь о проблемах и просто сливаешься с движением. Такой погруженности в процесс можно добиться разве что в йоге, но только если ты очень опытный практик.

Соревнования проходят почти каждые выходные, и там я сбрасываю накопившийся за неделю груз. Это моя копинг-стратегия, персональный способ справиться с напряжением. Кортизол и прочие гормоны стресса лучше всего уходят, когда человек бежит или борется, а спортивное ориентирование – бег и борьба в одном флаконе . Плюс ты наедине с природой и в этот момент снимаешь с себя все социальные маски – ты просто ориентировщица. Принимаешь себя такой, какая есть».

В России спортивное ориентирование не так популярно, как, скажем, в Скандинавии. В Финляндии на главную эстафету «Юкола» приезжает президент, в лесу вырастает целый городок с душевыми и столовыми, а все происходящее снимают с вертолетов. Но и у нас большие мероприятия собирают по несколько тысяч участников. Соревноваться могут не только профи: группы открыты для всех желающих – есть и детские, и даже пенсионерские, между прочим.

«Спортивное ориентирование подходит любому, кроме разве что гламурных барышень, которые боятся испортить маникюр или расцарапать коленку, – говорит Татьяна. – Это грязный спорт. Мы бегаем не по асфальту, а по лесным тропинкам, возвращаемся с дистанции чумазые и потные. Какая бы погода ни была, эстафету не отменяют. И каждый раз после соревнований у меня три машинки вещей на стирку. Но зато внутри себя чувствуешь невероятное очищение. Как специалист, могу сказать, что спортивное ориентирование – это отличное подспорье в решении любых психологических проблем . Даже если нельзя бегать по физиологическим причинам, можно просто ходить, ориентирование ведь не про скорость со­всем. И это всегда позитив. Когда находишь контрольный пункт, чувствуешь восторг, ликование. И у тебя таких маленьких побед – 20–30 на дистанцию. Возвращаешься счастливой, с каким бы настроением ни стартовала».

Чемпионат России по спортивному ориентированию, г. Миасс. «Все тренирующиеся женщины выглядят молодо», – утверждает наша героиня. И мы с ней согласны.

Заняться спортивным ориентированием

Большинство клубов спортивного ориентирования заточено на обучение детей. Взрослыми почти не занимаются, так что тебе, скорее всего, придется договариваться с тренером о персональной программе. Обычно хватает и одного урока с картой, чтобы выучить условные обозначения и понять, как ориентировать план на север. А дальше – практика. Второй вариант – привести в клуб ребенка и бегать вместе с ним, так делают многие. Адрес ближайшего к твоему дому заведения можно найти на сайте moscompass.ru­ или http://o-sport.ru/map.php .

Если тебе не очень нравится идея бегать по лесу в поисках контрольных пунктов, но в целом к ориентированию влечет, подойдет игра «Инакор» – интернет-активное ориентирование, микс спортивного ориентирования, городских квестов и геокэшинга (поиск припрятанных кем-то сокровищ с помощью GPS). Регистрируешься на сайте msk.inacor.ru , скачиваешь карту (там есть все московские парки, в том числе малоизвестные широкой публике), маршрут и стараешься пройти его быстрее всех, зачекинившись в контрольных точках. Самые быстрые получают призы – виртуальные и реальные.

Что нужно для спортивного ориентирования

Адепту СО требуется минимальное снаряжение:

  • правильные шиповки;
  • удобная форма – лучше нейлоновая, чтобы не цеплялись ветки;
  • компас;
  • электронный чип, его прикладывают к датчику станции.

Йога для подготовки к соревнованиям

Йога подготовит твое тело к бегу по пересеченной местности, а разум – к усердной работе. Выполняй эти асаны регулярно, постепенно увеличивая время пребывания в каждой позе.

Вирабхадрасана I (поза воина I)

Укрепляет мышцы ног, раскрывает тазобедренные суставы, развивает координацию, тренирует выносливость.

  • Стань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны. Теперь разверни ладони вверх, подними вытянутые конечности и соедини пальцы.
  • Сделай вдох, выдох, поверни носок правой ноги, таз и туловище вправо на 90 градусов, а левую стопу заверни немного внутрь.
  • Вдохни и на выдохе согни правое колено до прямого угла. Слегка отведи голову назад и посмотри вверх на большие пальцы.
  • Оставайся в этом положении сколько возможно. Затем вдохни, вернись в исходное и повтори позу, поменяв ноги.

Вирабхадрасана III (поза воина III)

Укрепляет мышцы бедер, голеней, ягодиц, развивает умение держать баланс.

  • Встань прямо. На вдохе прыжком расставь ноги, разведи руки в стороны – и перейди в позу «Вирабхадрасана I» (ту, что была до этого).
  • Сделай вдох, выдох, теперь наклонись к правому бедру, вытяни туловище и руки вперед, ладони вместе.
  • Оторви от пола левую ногу и медленно поднимай ее до параллели с полом (выпрямляя в то же время опорную). Смотри вниз, шея и спина – на одной линии.
  • Оставайся так сколько возможно, потом на выдохе медленно опусти левую стопу на пол, подняв корпус вверх. Вернись в «Вирабхадрасану I», а потом в исходное положение. Повтори, поменяв ноги.

Чатуранга дандасана (поза посоха на четырех опорах)

Укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног, дисциплинирует разум, помогает сохранять сосредоточенность.

  • Исходное положение – упор лежа (стопы и выпрямленные руки на ширине плеч, тело вытянуто от пяток до макушки).
  • Упираясь в пол основаниями ладоней, медленно сгибай локти, прижимая их к корпусу.
  • Опусти тело так, чтобы оно расположилось на четырех опорных точках параллельно полу. Если ты новичок, можешь ставить на пол колени и предплечья.
  • Задержись в этом положении сколько возможно.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки проект «Фитнес на крыше» FITNESS HOLDING.

Что такое спортивное ориентирование сегодня?

Спортивное ориентирование – это очень интересный вид спорта, который поддерживает и развивает не только физическое, но и умственное состояние человека. Вообще, спортивное ориентирование – это такой вид спорта, в котором участники при помощи компаса и должны пройти заданное количество контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Результаты определяются по наименьшему времени прохождения дистанции. Ориентирование проводится в разных дисциплинах:

  • ориентирование по тропам (Трейл-О) – для инвалидов
  • спортивный лабиринт (Ориент-шоу) – новый зрелищный вид спортивного ориентирования на небольших площадках

Официально, ориентирование проводится только в четырех первых дисциплинах. Но спортивный лабиринт стал в последнее время весьма популярен и выделился в особый вид ориентирования.

Ролик о лыжном ориентировании с Чемпионата Мира 2017 в Красноярске

Отличный мотивирующий видео-рассказ об истории и развитии зимнего ориентирования, о современных GPS технологиях и Live трансляциях.

Четырехминутный видео ролик который заставит вас заняться спортивным ориентированием!

Интересный фильм о Тьерри Жоржиу — летние чемпионаты мира по ориентированию

Очень хороший обзор о летнем ориентировании. В этом фильме рассказывается о десятикратном чемпионе мира по спортивному ориентированию французе Тьерри Жоржиу, которому 3 года подряд не удавалось завершить свой последний этап в эстафете на первой позиции.

Группы участников

Ориентированием можно заниматься в любом возрасте, независимо от уровня физической подготовленности и спортивной квалификации. В ориентировании спортсменов делят на половозрастные группы. Условное обозначение группы обычно состоит из двух компонентов. В начале — буква обозначающая пол участника (М и Ж или, соответственно, D и H в английском варианте). Далее следует число, определяющее максимальный возраст спортсмена, допускаемого к участию в этой группе, для младших групп и минимального для групп ветеранов. Самые младшие группы – мальчики до 10 лет и девочки до 10 лет (М,Ж-10), а самые старшие участники выступают в группах – мужчины и женщины ста лет и старше (М,Ж-100 и старше). Группа, в которой ведется основная борьба – М,Ж-21 (от 21 до 34 лет) – так же обозначается М,Ж-Э (Элита), на соревнованиях уровня мастера спорта. Группы также могут делиться по уровню мастерства участников, например М-21А, М-21Б. Группа определяет длину и сложность дистанции, которую побежит спортсмен.

Виды дистанций в соревнованиях по ориентированию

Соревнования проводятся по разным типам дистанций. Как и в лыжных гонках, дистанции по длине делятся на несколько видов: спринт, классика, лонг (марафон). Также проводятся соревнования на сверх коротких дистанциях с большим количеством КП, например даже в искусственно созданном лабиринте на небольшой площадке. По способу старта соревнования подразделяют на раздельный старт, общий (масстарт), гандикап, эстафета, эстафета одного участника (One man relay).

Что уникально для спортивного ориентирования, дистанции делятся по порядку прохождения контрольных пунктов:

  • заданное направление – участник должен отметиться на всех контрольных пунктах в указанном на карте порядке (на карте КП соединены линиями указывающими порядок прохождения от старта до финиша)
  • по выбору – на выдаваемой участнику карте нанесено множество контрольных пунктов, а также обозначено место старта и финиша. Участнику необходимо отметиться на определенном количестве КП (число обычно зависит от возрастной группы). Спортсмен сам выбирает, каким путем он будет брать КП. Самый короткий путь не всегда будет самым быстрым. Необходимо также учитывать рельеф и проходимость местности.
  • маркированная трасса – участнику выдается карта, на которой указано только место старта. Спортсмен едет по маркированной флажками дистанции. Разные по длине дистанции промаркированы флажками разного цвета. На трассе установлены контрольные пункты. Участник должен, во-первых отметится на контрольном пункте, а во-вторых, отметить на карте месторасположение КП, сделав прокол в нужной точке специально подготовленной иголкой. За неверные проколы участнику начисляются штрафные минуты (или круги), прибавляемые к его времени. Побеждает не тот, кто быстрее всех пробежал дистанцию, но тот кто еще и знал где бежит и правильно отмечал месторасположение КП. Такой вид соревнований применяется обычно зимой на лыжах.
  • нитка – обычно применяется для тренировок. На карте нарисован путь (так называемая «нитка»), по которому должен бежать спортсмен. На местности расположены КП. Спортсмен должен отметиться на КП и отметить его месторасположение в карте.

Также, соревнования по спортивному ориентированию подразделяются по времени проведения соревнований: дневные и ночные , однодневные и многодневные . Ночное ориентирование обычно проводится для взрослых спортсменов, т.к. является достаточно экстремальным видом спорта. Ввиду ограниченного обзора, велика вероятность заблудиться или травмироваться. Зато адреналина и эмоций после таких соревнований хоть отбавляй.

Отметка на контрольных пунктах

На каждом контрольном пункте установлена бело-оранжевая «призма» и средство отметки участника – цветной карандаш, компостер или, все чаще, станция электронной отметки. При отметке карандашом или компостером участник должен сделать отметку в нужной клеточке в своей бумажной карточке на каждом КП. При электронной отметке участнику перед стартом выдается электронный чип (если у участника нет своего чипа). На каждом КП стои станция электронной отметки, к которой участник должен приложить свой чип и дождаться звукового сигнала сигнализирующего отметку. Эти отметки – свидетельство прохождения спортсменом всех КП.

Отметка компостером зимой

Электронная отметка

Станция электронной отметки Sportident

Чипы для электронная отметки Sportident

При электронной отметке, при финише участник должен произвести последнюю отметку, которая зафиксирует его финишное время. После этого, участник должен приложить свой чип к считывающей станции и дождаться звукового сигнала. Станция передает информацию об отметке на судейский компьютер, где происходит обработка информации (наличие всех отметок, правильность прохождения дистанции, скорость, время). Сразу же после считывания информации участник получает «сплит » – распечатку списка пройденных им КП с указанием времени и скорости спортсмена на каждом отрезке дистанции (от КП до КП). После окончания соревнований, сплиты всех участников также распечатываются и выкладываются в электронном виде, например, на нашем сайте. Это позволяет анализировать, кто и как шел по дистанции, на каких отрезках лидировал, а где отставал или выбрал не совсем хороший вариант или попросту заблудился («летал»).

На нашем сайте установлен сервис . Мы загружаем туда сплиты участников и дистанции. А участники потом могут рисовать там свои варианты прохождения дистанции. Или даже загружать свой путь из GPS устройства. Все это помогает более наглядно проанализировать все ошибки и раскладку сил участников.

В последнее время, на международных соревнованиях также стала применяться бесконтактная электронная отметка. На ногу участника крепится специальный электронный чип, аналогично тому, как в лыжных гонках. Участнику надо просто проехать рядом со считывающим устройством на контрольном пункте, чтобы зафиксировать отметку.

История спортивного ориентирования

Международной федерации ориентирования (IOF) 50 лет

Спортивное ориентирование зародилось в скандинавских странах. Первые соревнования по летнему и лыжному ориентированию датируются 1890-ми годами.. Ориентирование же на велосипедах и Трейл-О – очень молодые виды спорта, они зародились в конце 1980-х. 21 мая 1961 года была создана Международная федерация ориентирования (IOF) , которая была признана в 1977 году Международным Олимпийским Комитетом. В 2011 году IOF исполняется 50 лет.

В ноябре 1999 года была образована национальная Федерация спортивного ориентирования России , являющаяся полноправным членом Международной федерации IOF.

Несмотря на то что лыжное спортивное ориентирование достаточно массовый вид спорта, его уже несколько десятилетий не принимают в семью олимпийских видов спорта. При этом ссылаются на то что спортивное ориентирование плохо распространено за пределами Европы и то что данный вид спорта очень технически сложно красиво показать публике.

Виды спорта с элементами ориентирования

Кроме самого спортивного ориентирования, есть несколько видов спорта, в которых ориентирование является неотъемлемой частью соревнований. К таким видам можно отнести .

14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан - Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.

Программа соревнований

14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны - личные, для групп МЖ-14; 16 - командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс - классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
16 сентября
9.00 Кросс - выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд

Положение Схема проезда On-line регистрация Карты Протоколы

О вы ходе на КП

Вариантов расположения точечного ориентира, на котором находится КП, относительно других ориентиров, встречается множество. И для каждого случая ориентировщик должен использовать наиболее рациональный путь движения от привязки к КП.

Как научиться гарантированно быстро выходить на КП?

Первый и самый естественный способ - почаще стартовать. Появится опыт, интуиция. Но это так же долго и не очень успешно, как учиться читать, не зная букв. Следует прежде усвоить для себя определенный комплекс приемов.

Бесконечное множество ситуаций возле КП можно разделить на отдельные группы ситуаций, похожих друг на друга и требующих применения примерно одинаковых приемов для взятия КП. Например:

КП расположен возле точечного ориентира;

КП расположен возле площадного ориентира;

КП расположен возле линейного ориентира;

КП расположен на конце линейного ориентира и т. д.

Рассмотрим несколько часто встречающихся на дистанции ситуаций.

1. Ориентир с КП находится возле пересечения дороги с просекой. Расстояние от привязки до КП в пределах 100-200 м. Обозначим его КП 2. Сами находимся на КП 1.


С КП 1 на привязку (пересечение тропы и просеки) мы попадаем грубо выбрав направление и с большой скоростью бега. На привязке как можно точнее оцениваем направление и расстояние и следуем к КП 2. В намеченной точке останавливаемся и быстро осматриваемся кругом. Если мы в пределах зоны видимости КП 2, обнаруживаем его.

Какова вероятность попадания на КП с первого захода?


Допустим, что радиус видимости КП 10-15 м. из-за высокой травы и кустарника. При отсчете расстояния в беге мы неизбежно допускаем ошибку по расстоянию, можем не добежать или перебежать. Образуется зона ошибки, отображенная на рисунке оранжевым цветом. По направлению тоже имеется ошибка: можем уйти правее или левее. В итоге, отсчитав требуемое количество шагов в выбранном направлении, мы оказываемся, если повезет, в зоневидимости КП, очерченной штриховой линией (условно изображена в виде круга), а если не повезло, то внутри сложной фигуры, охватывающей зону видимости. Обозначим зону видимости

S 1, а «площадь невезения» — S 2.

При высокой квалификации ориентировщика ошибки по направлению и расстоянию меньше, и S 2, как правило, всегда меньше S 1.

В любом случае, если спортсмен уверен в том, что он находится в недалеко от КП, он не должен покидать это место. Возможно, рядом находится дополнительный ориентир и логично будет воспользоваться и им.

2. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира. Исходная точка довольно далеко от этого линейного ориентира (метров300-500 или далее). По длине этого линейного ориентира нет четко выраженных привязок. На рисунке исходная точка, откуда надо попасть на КП - пересечение дороги и просеки.


Оцениваем расстояние до точки А и возможную ошибку К при пробегании этого расстояния. Вычитаем отрезок К из расстояния до точки А, и оставшеесячисло показывает, сколько нужно пробежать по просеке (до условной точке Б). Преодолев расстояние, соответствующее этому числу, мы точно знаем, чтоне добежали до района КП. Поворачиваем в лес перпендикулярно просеке, проходим расстояние, равное расстоянию от просеки до КП, снова поворачиваем и движемся параллельно просеке. Проходим расстояние К и выходим в район постановки КП.

3. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира, а наша исходная точка удалена от линейного ориентира на 200 м. и более.Двигаться к КП предстоит примерно перпендикулярно к линейному ориентиру. На пути движения нет четких, далеко видимых линейных ориентиров, позволяющих легко контролировать направление.

Если бежать по азимуту прямо в направлении КП, на просеке мы не будем знать, справа или слева находимся от направления на КП. Поэтому в таких случаях рекомендуется заведомо отклониться вправо или влево. В таком случае, выходя на посеку, ориентировщик знает, где находится относительно КП. Понятно, что дальше нужно углубиться в лес на расстояние от просеки до КП и продолжить движение параллельно просеке в нужном направлении

Старт-КП 1 - точное движение по азимуту;

КП 1-КП 2 - приближенное движение по азимуту;

КП 2-КП 3 - движение с упреждением;

КП 3-КП 4 - бег в «мешок»;

КП 4-КП 5 - движение по цепочке ориентиров;

КП 5-КП 6 - использование линейных ориентиров с точным определением местоположения;

КП 6-КП 7 - использование линейных ориентиров;

КП 7-КП 8 - использование развилок с крутым поворотом дороги;

КП 8-КП 9 - движение по горизонтали;

КП 9-КП 10 - прямое пересечение горизонталей;

КП 10-КП 11 - выход на КП на склоне;

КП 11-КП 12 — использование передней привязки;

КП 12-КП 13 - использование задней привязки;

КП 13-КП 14 - использование тормозного ориентира;

КП 14-КП 15 - то же при неточном выходе на КП;

КП 15-КП 16 - комбинированный способ движения.

Выбор пути движения

Выбранный путь должен отвечать таким условиям:

Самый короткий;

Надежный с точки зрения ориентирования;

Обеспечивающий быстроту передвижения;

Не требующий чрезмерно частого обращения к карте;

Не требующий излишней затраты сил; — безопасный.

А в сумме выбранный путь должен давать возможность пробежать от КП до КП за кратчайшее время с минимальной затратой сил.

Все эти требования находятся в противоречии. Например, самый короткий путь проходит через непроходимые заросли и болота. Путь, не требующий многократного обращения к карте, может проходить по просеке, пересеченной холмами и глубокими оврагами. Путь, обеспечивающий быстроту передвижения, проходит по окружным дорогам, в 2-3 раза увеличивающим расстояние. Так что выбор пути движения - это искусство компромиссов, где приходится жертвовать частью одних качеств ради выигрыша в других. Нельзя жертвовать только одним - безопасностью! Например, нельзя выбирать путь через непроходимое болото или там, где предстоит спускаться с обрыва

1. Умейте видеть главное

В спортивной карте есть понятие единицы информации. Это ориентиры, их части, сочетания - словом, все, за что есть, как говорится, «зацепиться глазу». На большинстве единиц информации можно поставить КП. Например, самая маленькая полянка, которую можно изобразить на карте,— единица информации. Большая прямоугольная поляна - 9 единиц информации (4 угла, 4 стороны, желтая краска площади).

На одном квадратном километре карты обычно несколько десятков единиц информации. Ориентировщику при работе с картой приходится постоянно запоминать один за другим участки карты. Понятно, что рассмотреть и запомнить все, что нарисовано, практически невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно научиться выделять только те ориентиры, которые являются ключевыми точками при выборе пути движения. При большой насыщенности картами необходимо уметь применять такую мыслительную операцию, как генерализация, т. е. вычленять самые необходимые объекты на карте, игнорируя малозначительные элементы. И, наоборот, при бедной на ориентиры карте необходимо использовать принцип детализации, учитывая даже вроде малозначительные, малозаметные детали.


2. Закономерности геометрии и скорости

Часто лес поделен просеками на прямоугольные фигуры. Если кратчайший путь проходит по диагонали квадрата, то путь по просекам, представляющим собой две стороны квадрата, оказывается длиннее на 41%. Если кратчайший путь походит по диагонали прямоугольника, представляющего собой половину квадрата, то путь по просекам будет длиннее на 34%.

Поэтому обходной путь по сторонам квадрата ориентировщик выбирает только тогда, если предполагает, что путь по диагонали из-за плохой проходимости приведет к увеличению времени не менее, чем на 50-70%, то есть в 1,5-1,7 раза. Ведь нужно помнить, что и на просеках редко бывает идеальная дорога. Песок, мокрая скользкая трава, разбитая колея, заросли могут ухудшить проходимость, увеличить время бега.

При прохождении дистанции с большим набором высот необходимо знать следующее: подъем на 15 м. равноценен по затратам энергии пробеганию в среднем темпе 200 м. по ровному участку с плотным грунтом.

Выбор варианта в большой степени зависит от уровня подготовленности ориентировщика: чем более он силен физически, тем ему выгоднее выбирать более прямые пути

3. Степень надежности ориентиров

Предположим, у вас есть выбор: пробежать длинный отрезок по лесу вдоль холмистой гряды или по тропам, но все эти тропы образуют целую сеть. Трудно сразу сказать, что быстрее, но то, что пользоваться рельефными ориентирами надежнее, чем некоторыми тропами,— это точно.


Формы рельефа, крупные скалы, берега водоемов за несколько лет не изменятся. А сеть троп, степень проходимости местности, небольшие поляны, искусственные сооружения, границы болот могут измениться. Может меняться внешний вид ориентиров и со сменой времени года. Лучше всего просматривается местность ранней весной, пока нет листвы. Осенью небольшие тропы маскируются опавшими листьями

4. Снижение скорости под влиянием условий дистанции

Коэффициенты удлинения времени бега для разных условий относительно времени, затраченного на такой же отрезок пути по гладкой дороге с хорошими условиями сцепления обуви с поверхностью грунта:

Условия передвижения Коэффициент увеличения времени Хорошая, гладкая дорога 1,0 Тропа 1,1 Мокрая просека, песок 1,2-1,4 Лес без подлеска 1,2 Лесс подлеском 1,4-1,8 Подъем 50 м. на 1 км. 1,5 Труднопроходимый участок, болото, пашня 2,0 Непроходимый участок 3,0-5,0

(Из книги Шириняна А. А. и Иванова А. В. «Современная подготовка спортсмена-ориентировщика.»)

Принцип скорейшего достижения цели.

Выбирать следует самый быстрый вариант (то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.

Принцип надежности ориентирования.

Следует избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании. Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.

Принцип уменьшения риска.

Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборами оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка), поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%. что соответствует пятикратному обходному пути.

Принцип экономичности.

При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели - более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.

Принцип учета индивидуальных особенностей.

У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, затоне любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но зато почти не теряет времени при беге по зарослями бурелому. И, наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.

Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.

Алгоритмы выбора вариантов.

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:

1. В первую очередь оцениваем наиболее короткий (прямой или относительно прямой) вариант.

2. Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.

3. Если прямой вариант неудобен для бега (или проблематичен с точки зрения ориентирования), более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в горной местности:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной,но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.

3. Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.


Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее «чистым» участкам.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% «зеленку».

3. Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Помните о том, о чем уже не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый технически сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.

Тактика прохождения отдельных участков дистанции

1. Начало дистанции. Тактика взятия «первого КП»:

Взятие первого КП — ключевой момент дистанции. Не следует торопиться при выходе на него. Выигрыш нескольких секунд на первом КП ничего не решает, а вот потерять на нем можно много, а то и сразу все.

По пути на первый КП необходимо решить сразу несколько задач: «врабатывание» организма, «вхождение» в карту, знакомство с особенностями карты, местности, характера планировки дистанции и постановки КП. Необходимо оценить условия видимости и проходимости, которые могут иметь, в том числе,и сезонный характер. Отсюда следуют рекомендации:

Не выходите на режим максимальной скорости прямо со старта;

Выберите вариант, позволяющий получить по пути на первый КП как можно больше информации о проходимости и видимости на местности, избегая при этом ненужного риска;

Чаще обращайтесь к карте, подробно разберитесь в том, что и как на ней обозначено; — постарайтесь быстро приспособиться к масштабу карты;

Обратите внимание на стиль изображения рельефа на карте;

Не ставьте себе задачу догнать стартовавшего перед вами спортсмена, даже если это ваш главный конкурент.

2. «Ключевые» этапы:

Некоторые этапы на дистанции могут иметь особое значение для достижения высокого результата, особенно так называемые «этапы с решающим выбором варианта». Выигрыш (или, наоборот,проигрыш) за счет выбора варианта на таких этапах может достигать нескольких минут.

Постарайтесь выделить такие этапы заранее (как правило, это длинные и сверхдлинные этапы) и проанализируйте их при первой же возможности, например, при беге по дороге, когда у вас наступит некоторая пауза в ориентировании.

Если такой возможности у вас не найдется заранее, внимательно отнеситесь к выбору варианта непосредственно на предыдущем КП. При этом соразмеряйте время, потраченное на выбор варианта с теми потерями, которые вы можете иметь в результате выбора не самого оптимального пути.Если речь идет о возможности выигрыша 20-30 секунд за счет выбора варианта, не следует тратить на выбор пути более этого времени.

3. Заключительная часть дистанции:

Заключительная часть дистанции зачастую оказывается решающей в борьбе за высокий результат, и особую роль здесь начинает играть физическое утомление. Речь идет скорее о психологических моментах, таких как сохранение предельно высокого уровня концентрации внимания на фоне утомления, абстрагирование от бегущих рядом участников (ближе к финишу дистанции различных классов сходятся и количество «соседей» увеличивается), тем не менее, имеются и некоторые тактические нюансы.

Ключом к успеху здесь может послужить выбор наиболее надежных вариантов и приемов ориентирования. Соберите остатки сил и пройдите заключительную часть дистанции на высокой скорости, соблюдая при этом принцип безопасности. Помните, что последний КП чаще всего расположен на сравнительно открытом месте с хорошей видимостью, к тому же финишная разметка может послужить надежной страховкой.

«Выложиться» до конца на финише необходимо, если вы боретесь за высокий результат. В этом смысле показателен пример короткой дистанции финала Кубка Мира 2000 года, когда Валентин Новиков за 400 метров до финиша шел вровень с лидером, но, проиграв на этапе до последнего КП, а также на финишной прямой в сумме около 8 секунд, показал лишь четвертый результат. Скорее всего, ему просто не хватило сил на финише, так как за 1 км. до финиша он потерял около 20 секунд и упустил лидерство, затем с помощью сверхусилий восстановил «статус-кво», но на последних 400 метрах его просто оставили силы.

«Секреты» ориентировщика.

1.Не превышать скорое передвижения . У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.

2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать ce6е вопрос : „Что является ориентиром-привязкой у конечной точки маршрута?" и ответить на него — определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения и установить по карте путь к нему.

3. Если с первого захода не удалось попасть в конечную точку движения , то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что „привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.

4. Допустив ошибку и потеряв время , не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо вспомнить о „критической" скорости.

5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.

Глава 10. Спортивное ориентирование

Соревнования по спортивному ориентированию заключаются в прохождении дистанции с картой и компасом и отметке на контрольных пунктах (КП), расположенных на местности. Спортсмену-ориентировщику необходимо обладать высокими физическими качествами, отлично знать топографию, в совершенстве владеть компасом и уверенно читать карту, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь высокие волевые качества.

Спортивное ориентирование в нашей стране - молодой, активно развивающийся вид спорта. В настоящее время оно прочно вошло и в нормативы комплекса ГТО и в календари соревнований различных рангов - от школьных до всесоюзных, которые с 1981 г. проводятся уже в ранге чемпионата СССР.

Соревнования подразделяются на следующие виды: ориентирование в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору. По всем видам могут проводиться эстафеты. Участники преодолевают дистанцию бегом или на лыжах. По времени проведения соревнования бывают дневные и ночные, однодневные и многодневные, а по характеру зачета - личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику), командные (результаты отдельных участников засчитываются команде в целом), лично-командные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику и команде в целом).

Ориентирование в заданном направлении - это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции разными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт участников рекомендуется одиночный.

Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.

Ориентирование на маркированной трассе - это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. Местоположение КП наносится на карту только на следующем пункте прокалыванием его в соответствующей точке компостером или иглой. В последнем случае прокол отмечается имеющимся на КП цветным карандашом перечеркиванием крест-накрест. Последний КП наносится на "рубеже отметки последнего КП".

За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время - 1 мин. за каждые полные или неполные 2 мм. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 3 мин. На дистанциях массовых разрядов максимальный штраф равен 5 мин. Результат участника определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени. По лыжному ориентированию раз в два года проводятся чемпионаты мира.

В ориентировании по выбору участник на старте получает карту с нанесенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его "стоимость" в очках. Конечная цель участников этого соревнования - набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое для всех (обычно 1 час). Каждый спортсмен самостоятельно избирает для себя наиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.

Ориентирование по выбору для новичков - это прохождение заданного количества КП из числа находящихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный - по усмотрению участника. Неоднократный выход на один и тот же КП засчитывается только один раз. Старт участников - общий или групповой. На карту наносят все имеющиеся в районе соревнования КП и их обозначения. В районе соревнования устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем количество, которое необходимо отыскать. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП.

Оборудование дистанции соревнований по спортивному ориентированию включает: пункт выдачи карт, место старта, точку начала ориентирования, контрольные пункты, рубеж и место финиша, а при соревнованиях на маркированной трассе - и путь движения участников.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол (вверху - белое поле, внизу - оранжевое или красное).

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке спортсмена-ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности (бегом или на лыжах).

Начальная подготовка ориентировщика

Определение расстояний. Одним из важнейших способов ориентирования или определения своего местоположения является измерение расстояний. Ориентировщику во время прохождения трассы постоянно приходится решать задачи, связанные с оценкой расстояния. Обычно используют два способа определения расстояний - глазомерный и шагами.

Глазомерный способ успешно применяют при движении по дорогам, просекам, в редком лесу, в поле и на лугу. Этот способ требует постоянной тренировки, во время которой спортсмен оценивает длину различных отрезков, а затем измеряет их с помощью карты или шагами. При определенном навыке ошибка в измерениях может быть сравнительно невелика, до 5%.

Измерение расстояний шагами - наиболее распространенный способ, также требующий определенных навыков. Чаще всего расстояния измеряют счетом пар шагов под левую ногу. Предварительно на различных типах грунта определяют число пар шагов в 100-метровом отрезке, которые пробегают неоднократно и с различной скоростью. Полученные средние значения сводят в таблицу, а затем используют для измерения расстояний во время соревнований.

Определение направлений. Прежде всего определение северного направления нужно для правильного ориентирования карты, для чего карту и компас располагают рядом в горизонтальном положении или компас кладут на карту. Затем карту поворачивают так, чтобы северные концы линий магнитного меридиана были обращены в направлении, которое показывает северный конец стрелки компаса. При солнечной погоде можно примерно определить стороны света по солнцу, используя для этого часы.

При определении направления движения или направления на отдельный ориентир пользуются компасом, с помощью которого определяют азимут на отдельный ориентир или КП, куда устремляется спортсмен. Для этого вначале по компасу определяют северное направление, а затем угол между северным направлением и интересующим нас объектом, т. е. вычисляют азимут. Величину азимута отсчитывают по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

В спортивном ориентировании пользуются специальными спортивными компасами (рис. 12). Коробка такого корпуса, где помещена магнитная стрелка 3, наполнена специальной незамерзающей жидкостью (смесь спирта и глицерина). Благодаря этому магнитная стрелка быстро успокаивается и почти не колеблется при беге спортсмена. Корпус компаса вместе с лимбом 2 крепится на пластине из плексигласа, по краям которой нанесены деления масштабной линейки 5 для измерения расстояний на карте. Некоторые модели спортивных компасов имеют лупу 6 для облегчения чтения мелких деталей карты, направляющую стрелку 7, и снабжены шайбой-шагомером 8 для фиксирования сотен пар пройденных шагов, что освобождает спортсмена от необходимости их запоминать.

Для определения направления движения на местности (движения по азимуту, рис. 13) между двумя точками, заданными на карте, например между стартом и КП 1, нужно выполнить следующие операции:

1) совместить край пластины компаса с линией, соединяющей точки "Старт" - КП 1;
2) повернуть колбу компаса так, чтобы двойные риски на дне ее "смотрели" на северный обрез карты;
3) держа компас горизонтально, поворачиваться на месте до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с двойной риской на дне колбы. Мысленно продлить направление вдоль пластины компаса - это и будет азимутальное направление на КП 1.

Для новичков можно проводить соревнования и без карты - по азимуту и расстоянию (азимутальный маршрут, рис. 14). Участнику выдается карточка с заданием (например, КП 1: 15°-250м; КП 2:270°-300 м и т. д.). Ориентировщики пробегают или проходят заданный маршрут, отмечаясь на контрольных пунктах. Для этого необходимо уметь определять расстояние счетом шагов.

Чтение карты и сопоставление ее с местностью. Одним из основных технических приемов в ориентировании является чтение карты в сопоставление ее с местностью. Читать карту - значит в совершенстве изучить условные знаки, уметь определить по карте общую характеристику местности, пространственное соотношение отдельных ориентиров и воссоздать подробную картину местности по условным знакам.

Чтение карты на местности начинается с ориентирования ее на север. После выполнения этой операции пространственные расположения ориентиров на местности и на карте будут соответствовать друг другу.

Кроме ориентирования карты по компасу используют еще приближенное ориентирование ее по местным предметам и небесным светилам либо по ориентирам местности и направлениям между предметами.

В технике чтения карты важную роль играет память. Смысл использования памяти состоит в том, чтобы увиденное на карте можно было анализировать на ходу. Существует много упражнений и заданий для тренировки памяти и работы с картой. Например:

1) запомните за 5-10 сек. (рис. 15);
2) отыщите числа по порядку от 1 до 50 (рис. 16);
3) перенесите КП с одной карты на другую на расстояние 5-10 м;
4) сложите карту (наклейте на кубики участки карты; подбирая соответствующие участки, сложите карту);
5) напишите топографический диктант;
6) прочтите карту по линии магнитного меридиана с юга на север;
7) изготовьте макет местности по данной карте;
8) нарисуйте по памяти участки карты после изучения ее в течение 3, 2, 1 мин.;
9) прочитайте корректурный текст;
10) составьте карту из кусочков (на время).

Для работы с картой и компасом существуют различные упражнения и задания, с которыми можно познакомиться, изучая литературу.

Большая кропотливая работа по изучению техники ориентирования ведется в специально оборудованных кабинетах и на учебных полигонах. Учебный кабинет или класс должен иметь следующий инвентарь: эпидиаскоп, диапроектор, кинопроектор для показа учебных фильмов, магнитофон, компасы, планшеты, учебные плакаты, различные схемы, графики, набор учебных карт, объемную модель полигона или местности. На щитах информации вывешиваются: календарный план, объявления, ранговая таблица, протоколы прошедших соревнований, список бюро секции спортивного ориентирования, интересные вырезки из газет и журналов, список рекомендуемой литературы, модели компасов, таблица условных знаков. После соревнований вывешиваются карты с маршрутами призеров соревнований.

Для ускорения и улучшения процесса обучения создаются различные приспособления, тренажеры, тренировочные стенды, системы программированного обучения, приборы машинного контроля.

Выбор порядка прохождения КП и способы ориентирования. Вначале определяется наиболее оптимальный порядок прохождения КП, позволяющий преодолеть дистанцию за наименьшее время. Для этого надо внимательно изучить карту, чтобы получить общее представление о местности, просмотреть точки КП и подходы к ним, из нескольких вариантов прохождения КП выбрать наиболее удобный. Здесь используются способы ориентирования, наиболее целесообразные для данной местности.

Способом ориентирования называется совокупность определенных технических приемов, использование которых наиболее целесообразно при прохождении дистанции или отдельных ее участков. В зависимости от того, какой технический элемент является ведущим, можно выделить ряд способов ориентирования.

1. По направлению (по грубому азимуту). Используется на длинных этапах, на бедной ориентирами и хорошо проходимой местности, когда вблизи КП есть крупный однозначный ориентир. Спортсмен бежит не на КП, а к этому ориентиру. Контроль за направлением осуществляется периодическим посматриванием на компас, а также по солнцу и промежуточным ориентирам. Контроль за расстоянием почти не осуществляется.
2. По направлению с чтением карты. Определив направление движения возле исходного КП, спортсмен в дальнейшем старается выдержать это направление, контролируя себя по промежуточным ориентирам. Способ применяется на хорошо проходимой и просматриваемой местности, не особенно богатой ориентирами, на этапах длиной 400-600 м. Контроль расстояния - по промежуточным ориентирам.
3. По азимуту. Спортсмен использует, как правило, два элемента ориентирования: точный азимут и точное определение расстояния счетом шагов. Этот один из самых надежных способов предпочтителен на небогатой ориентирами местности, когда нужно попасть на точечный объект, например холмик в труднопроходимом лесу, в 150 м от перекрестка просек.
4. По азимуту с чтением карты. К движению по точному азимуту добавляются подробное чтение карты и постоянное сопоставление ее с местностью. Способ целесообразен при движении по насыщенной одинаковыми ориентирами местности, чаще при движении от опорного ориентира к КП, и является самым точным и сложным.
5. Бег по линейным ориентирам. Участник использует для бега преимущественно линейные ориентиры: дороги, просеки, границы леса. Способ применяется при прохождении длинных этапов по равнинной местности с труднопроходимым лесом и большим количеством линейных ориентиров, является наиболее быстрым, однако приводит к увеличению длины пробегаемой дистанции.
6. Бег с точным чтением карты. Спортсмен использует для движения различные формы рельефа, различные объекты, хорошо видимые один от другого. Способ применяется на местности с хорошей видимостью и богатой ориентирами. Определение направления движения и расстояний осуществляется по взаимному расположению объектов.

Выбор рационального пути движения. Ориентировщик, учитывая свои способности и подготовку, старается при помощи чтения карты найти оптимальный путь движения на КП. При этом выбираемый путь должен быть простым, надежным и проходиться в минимальное время.

Прежде чем выбрать вариант пути движения, нужно обязательно определить характерный ориентир (привязку) вблизи КП, от которого можно просто и надежно выйти на КП. Лишь затем следует выбирать путь к КП через эту привязку.

Начинающим следует выбирать более простые, хотя и сравнительно длинные варианты по четким ориентирам (дороги, просеки, границы) или по открытым участкам, используя надежные привязки.

Организация соревнований по спортивному ориентированию

Выбор района соревнований и подготовка тиража спортивных карт. Для соревнований подбираются залесенные участки местности площадью 2-4 км 2 - городские парки и зоны отдыха, расположенные неподалеку от учебного заведения. Районы массовых соревнований должны отвечать определенным условиям (удобный подъезд к месту старта на городском транспорте; площадь не менее 2 км 2 ; хорошие ориентиры, ограничивающие район соревнований; отсутствие опасных мест; достаточная проходимость леса; наличие укрытий от непогоды в районе старта-финиша).

Один из важных этапов при подготовке массовых соревнований - подготовка тиража спортивных карт. В ряде городов они изготавливаются централизованно городскими или областными комитетами по физической культуре и спорту и затем реализуются среди организаций, проводящих массовые соревнования. В остальных случаях карты для соревнований приобретаются в коллективах физкультуры или спортивных обществах, имеющих их в достаточном количестве. Изготовление сразу больших тиражей спортивных карт позволяет использовать их в продолжении 3-4 лет. По истечении этого срока карты корректируются и тираж издается вновь. Покрытие карт прозрачной пленкой позволяет предохранить их во время соревнования от дождя, значительно удлиняет срок их службы.

Как правило, на картах печатается памятка в виде таблицы условных знаков, что облегчает их изучение и помогает при прохождении дистанции зачетных соревнований. Для проведения соревнований студентов и учащихся рекомендуется использовать многоцветные карты и только при их отсутствии прибегать к черно-белым, выполненным фотоспособом.

Оборудование дистанции и центра соревнований. Для оборудования центра соревнований и дистанций привлекают 3-4 человека, имеющих опыт работы в качестве начальников дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию. Наиболее важно в работе службы дистанции планирование трассы, при котором не следует увлекаться постановкой сложных КП, но и нельзя допускать, чтобы соревнования превратились в кросс по дорогам.

Дистанцию нужно спланировать так, чтобы ее параметры соответствовали указанным в нормативах требованиям комплекса ГТО. Если же особенности местности не позволяют выдержать эти параметры, допустимы небольшие отклонения в сторону уменьшения длины дистанции с одновременным увеличением количества КП.

Для подготовки дистанции в соответствии с рекомендованными параметрами целесообразно располагать КП так, чтобы средние расстояния между ними составляли около 500 м. Этому соответствует их размещение в вершинах равносторонних треугольников с длиной стороны 500 м.

Для оборудования КП используют либо стандартные красно-белые призмы, либо стационарные красно-белые столбики. Иногда для КП используют деревья, углы заборов, предварительно окрашенные. Контрольные пункты оборудуются средствами отметки, с которыми участники соревнований лучше всего знакомы. Наиболее часто для этих целей используют компостеры и цветные карандаши. Из различных видов компостеров наиболее удобны для участников и судей компостеры с литерами от печатных машинок. Они выдавливают букву или цифру в карточке участников. На одном КП устанавливают 2-3 компостера в зависимости от количества участников.

При использовании карандашей их прочно прикрепляют на проволоке или веревке к КП. На каждом КП вывешивают 2-4 карандаша одинакового цвета. Их нужно подобрать таким образом, чтобы не было КП с одинаковым или близким по цвету комплектом карандашей. Карандаши тупо затачиваются с двух сторон и привязываются за середину.

Места старта и финиша оборудуются соответственно тому, какая форма старта будет использоваться на соревнованиях (групповой, общий или раздельный). При проведении массовых соревнований применяют обычно раздельный старт, что позволяет по результатам соревнований присваивать участникам массовые разряды. При раздельном старте обеспечивается также большая самостоятельность участников на дистанции.

При большом числе участников применяется система рассеивания на первых КП. Для этого им на старте определяют обязательные первые КП путем соответствующей отметки на карте или карточке участника. Контроль за обязательным прохождением указанных КП осуществляется при помощи контролеров, которые находятся на 2-3 ближайших к старту КП.

При оборудовании стартовых и финишных коридоров применяют гирлянды из разноцветных флажков, а также щиты старта и финиша. Финиш устраивают так, чтобы обеспечить прием участников со всех вероятных направлений. Для отсчета судейского времени на видном месте в районе старта-финиша устанавливают перекидные часы-табло.

В районе старта-финиша рекомендуется оборудовать щит информации. На нем вывешивают образцы заполнения контрольных карточек, контрольные карты соревнований и оперативную информацию о предварительных результатах, финишировавших участниках.

Подведение итогов соревнований. Обработку результатов соревнований осуществляют 2-3 судьи-секретаря. Они по карточкам финишировавших участников подсчитывают результаты, а также проверяют правильность отметки на КП. В каждой клетке контрольной карточки должна быть сделана любая пометка карандашом, висящим на КП, или оттиск компостера. Число отметок должно соответствовать числу КП.

При неясности с отметкой в судейскую коллегию вызывают участника и вопрос о выполнении норматива решают на месте. Часто причиной нарушения отметки бывают недостаточная информированность, случайность. В таких случаях допускается зачтение результатов путем снижения его на одно очко (при определении командного первенства) или добавления штрафного времени за невзятый или неотмеченный КП. При невзятии более чем одного КП или других нарушениях результат не засчитывается, однако спортсмен имеет право повторно участвовать в соревнованиях в один из следующих по графику дней.

На основании обработанных карточек составляют личный протокол соревнований отдельно для мужчин и женщин. В нем указываются фамилия, инициалы студента или учащегося, номер учебной группы, показанный результат, выполненный спортивный разряд и норма комплекса ГТО, а также количество очков, заработанных участником.

При проведении командного, первенства составляют еще и протокол соревнований отдельно командных результатов, где указываются количество набранных членами группы очков и занятое место. Протоколы составляют в двух экземплярах.

Понравилась статья? Поделитесь ей