Контакты

Организационно - методическое обеспечение конкурсов молодых профессионалов WorldSkills. WorldSkills - чемпионат рабочих профессий Worldskills официальный

ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS

КАК WORLDSKILLS МЕНЯЕТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФПОДГОТОВКИ В РОССИИ

К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками. Как движение меняет рынок труда в России - в лонгриде РИА «Новости».

Начало. От испанских рабочих к цифровой экономике

Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенной Испании, которая, как и многие страны в тот период, переживала нехватку рабочих рук. Чтобы возродить интерес к рабочим профессиям, один из инициаторов движения Франциско Альберт-Видаль решил провести конкурс профмастерства среди молодых специалистов. Они узнавали о соревнованиях из газет и за свой счёт отправлялись в Мадрид со всей Европы. Хотелось и себя показать, и на других посмотреть.

фото МИА "Россия сегодня"

Саймон Бартли, президент WSI

«Альберт-Видаль ставил перед собой три цели: превратить участников соревнований в ролевую модель для молодежи, организовывать встречу экспертного и профессионального сообщества из разных стран и дать молодым профессионалам возможность определить свое положение на мировом рынке труда. Все три цели остаются актуальными и сегодня»

1 / 4

Хотя основная миссия движения осталась прежней, изменения на рынке труда и развитие технологий сформировали новые вызовы. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами.

Теперь WorldSkills необходимо готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.

Первые шаги. Дефицит кадров и парадоксы рынка труда

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.

Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.

Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.

1 / 4

Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров.

В 1990-е многие образовательные учреждения утратили связь с предприятиями. Выпускники приобретали абстрактные навыки для абстрактного будущего, часто - из давно ушедшего прошлого. В результате, поступив на работу, вынуждены были переучиваться.

фото МИА "Россия сегодня"

Петр Некрасов, представитель IEK

«Студенты изучают монтаж при помощи картинок. Они не могут пилить, не могут монтировать. Компания столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров в электромонтажной отрасли»

О той же проблеме говорит и генеральный директор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия» Евгения Дмитриева.

фото "Кемппи Россия"

Евгения Дмитриева, гендиректор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия»

«Студенты колледжей не готовы были работать с нашим сварочным оборудованием. Они просили дать им старые трансформаторные аппараты, потому что были знакомы только с такой техникой»

За 5 лет существования WorldSkills в России движение поддержали десятки партнёров. Среди них есть крупные государственные корпорации, такие как Ростех, Роскосмос и Росатом. Они не скрывают, что стремятся выйти на международный рынок и остро нуждаются в кадрах, которые отвечали бы мировым стандартам.

Таких специалистов удаётся найти среди участников региональных, национальных и международных чемпионатов WorldSkills. Также госкорпорации готовят специалистов изнутри, полагаясь на мировые стандарты профподготовки.

Другая часть партнеров - это российские представительства зарубежных компаний, например, производители робототехники Kuka и Festo. Они не только нуждаются в кадрах, но и пытаются популяризовать относительно новые отрасли среди школьников и студентов.

Для этого совместно с WorldSkills компании открывают робототехнические лаборатории в регионах. Два года назад российское представительство Kuka первым ввело компетенцию «Промышленная робототехника» в линейку WorldSkills.

1 / 3

Союз пытается наладить двусторонний контакт между учебными заведениями и компаниями.

фото МИА "Россия Сегодня"

«У нас есть традиционный разрыв между работодателем и образованием, и проект WorldSkills во многом нацелен на создание мостика между бизнесом и системой подготовки»

Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики - ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 66% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.

По оценкам аналитиков, уже к 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек.

Тенденция в принципе характерна для большинства учебных заведений среднего профессионального образования в мире. Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство.

Более того, большинство образовательных учреждений (72%) считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.

1 / 4

Выпускники техникумов, колледжей и вузов приходят на предприятия с дипломами, оценками и разрядами, но по факту дипломированность и сертификация не подтверждаются.

фото ГК "Росатом"

Алексей Пономаренко, директор Центра по международным программам Корпоративной академии Росатома

«Пятерка, полученная в одном колледже не всегда равна оценке, полученной в другом. При этом крайне важной является возможность выполнения молодым
специалистом профильной задачи, которая часто реализуется на очень дорогом и высокоточном оборудовании. Поэтому профессиональное
образование должно готовить специалистов максимально быстро с гибкой программой и минимальными затратами»

На несовершенство системы подготовки кадров обратили внимание и руководители учебных заведений.

«Формат оценивания компетенций выпускников нужно менять, потому что разрыв с требованиями работодателей усиливается»

Несоответствие выпускников запросам работодателей замечают и вузы.

«Опросы работодателей показывают, что система высшего образования по стране хромает. Выпускники нуждаются в дополнительной подготовке и переобучении»

Запуск. Новые стандарты для реального сектора экономики

Демонстрационный экзамен

В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне.

А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.

Министерство образования и науки уже намекает, что скоро методику могут официально утвердить в качестве основной формы ГИА. Демонстрационный экзамен учитывает реальные требования рынка труда, а не условные стандарты.

Именно поэтому работы экзаменуемых оценивают независимые эксперты от отраслевых предприятий, которые знакомы с реальными требованиями на производстве или в офисе.

Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ

«Традиционный экзамен проводит преподаватель, который сам обучал студентов. В основном, это формат ответов на теоретические вопросы. В соответствии с методикой WorldSkills, студента экзаменуют независимые эксперты, причём проверяют его практические навыки. Конкурсное задание остаётся одинаковым для всех, поэтому исключается фактор везения»

Задания для демонстрационного экзамена действительно трудно сравнить с ответами на билеты. В течение нескольких дней студенты выполняют такие же задачи, что и участники международных чемпионатов WorldSkills. Теория сведена к минимуму - она лишь подкрепляет действия, которые нужно выполнять в реальных условиях на реальном оборудовании.

По некоторым компетенциям эта планка пока оказывается слишком высокой. Глава WSR Роберт Уразов называет эксперимент с демэкзаменом по инженерному дизайну CAD в ДВФУ «учебным харакири». Но зато такая модель позволяет студентам определить недостающие навыки - так называемые skills gaps. А учебные заведения, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания.

«Демэкзамен даёт чёткую картину, на каком оборудовании нужно готовить студентов, учитывая запросы работодателя» , - отмечает Сивцев.

1 / 3

Таким образом, решается сразу несколько проблем: объективность оценки, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.

Причём компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков - ещё одним проектом WSR. В нём обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимальные и максимальные допустимые результаты по стандарту.

С января тестовый демэкзамен прошли уже более 14 000 выпускников колледжей и вузов. Пилотный проект по 73 компетенциям стартовал в 26 регионах России.

Около 40 компаний, в том числе Росатом, «Р-Фарм» и IEK признали Skills-паспорта инструментом независимой оценки подготовки студентов.

фото ГК "Р-Фарм"

Иван Семёнов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию предприятия «Р-Фарм»

«Паспорта навыков - это аналог пре-интервью, которое вместо работодателя проводит учебное заведение»

В некоторых ситуациях демонстрация навыков по международным стандартам может стоить карьеры. И вот одна такая реальная история.

Студент техникума Василий Шабаров прошёл несколько этапов чемпионатов WorldSkills. Он стал победителем по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» на I региональном чемпионате WorldSkills Russia в Ленинградской области, а также участвовал в национальном чемпионате в Краснодаре. После защиты диплома Шабаров устроился на одно из предприятий госкорпорации Росатом. Но его ожидали рядовой уровень зарплаты и рядовая сложность задач. Никто не учёл ни грамоты, ни рекомендации техникума, ни результаты участия в движении WSR.

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Мы пригласили руководство предприятия протестировать компетентность Шабарова на своей площадке в формате демонстрационного экзамена. Мы подготовили рабочее место, чтобы Шабаров смог проявить себя в полной мере. Он должен был выточить фрезерную деталь по заданию с любого международного чемпионата WorldSkills на выбор заводчан. В итоге, остановились на конкурсной детали с Чемпионата мира 2015 года в Сан-Паулу. Василий Шабаров потратил на 4 часа больше, чем позволяют стандарты WS, однако справился с заданием»

Созданную им деталь представители предприятия проверили в центральной измерительной лаборатории. Результат отличался от заданного чертежом идеала всего лишь по трём размерам из более чем 60 и всего на 3-4 микрона. Рядового сотрудника Василия перевели в другой цех с более современным оборудованием и более сложным уровнем производственных задач.

Skills-паспорт

Skills-паспорт вызывает больше доверия у международных экспертов. Выпускник Первого московского образовательного комплекса Константин Долгих прошёл демонстрационный экзамен по поварскому делу, а также принял участие в нескольких чемпионатах WorldSkills.

Сейчас повар-кондитер получает дополнительное образование технолога в кулинарной сфере и работает во французском ресторане Ladurée в Москве. Пока Долгих занимает должность повара, но в ближайшее время его должны повысить до должности деми шеф де парти (аналог бригадира смены).

Константин Долгих, повар-кондитер ресторана Ladurée

«При устройстве в Ladurée у меня посмотрели резюме, результаты чемпионатов и демэкзамена. Шеф-повар ресторана француз, а у них очень развито движение WorldSkills. Когда он узнал, что я участвовал в чемпионатах и получил Skills-паспорт, ему это понравилось. Меня взяли сразу же»

фото МИА "Россия Сегодня"

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки. Мы начали заниматься проектом Skills-паспортов, чтобы создать в системе образования чёткий ориентир подготовки и понятный инструмент признания навыков»

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Кто такой, например, наладчик станков с ЧПУ? Оказывается, сегодня он и инженер, и рабочий, и технолог-программист, и метролог. Нам нужно уйти от противопоставления понятия «инженер-техник» к интеграции квалификаций по конкретным компетенциям»

Будущее. Футурология и цифровизация

Классификация компетенций - ещё одна проблема российской системы профподготовки. Представители многих техникумов и вузов признают, что сегодня специальности уже не имеют таких чётких границ, как раньше. Условный оператор ЧПУ-станка может сегодня управлять сразу несколькими станками на заводе и фактически руководить производственным процессом. Новый технологический уклад меняет сам формат профессий, причём большинство из них получают цифровое измерение.

WorldSkills Hi-Tech

В ноябре на IV Национальном чемпионате рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге была представлена 31 компетенция, но только в четырёх из них сохранилась исключительно аналоговая часть.

фото МИА "Россия Сегодня"

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«Даже в сварке был модуль «Роботизированная сварка». Сейчас на чемпионате рождается будущее. Проявляется картинка того рабочего места, которое возникнет через несколько лет»

FutureSkills

Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы - это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности.

Сверхзадача - избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики.

Накануне WorldSkills Competition 2019: о том, как изменилось СПО за 10 лет

Мы очень гордимся тем, что причастны к вступлению России в международное движение WorldSkills. Другим важным достижением стала победа за право проведения в Казани мировых соревнований WorldSkills Competition летом 2019 года. Эти события сыграли ключевую роль в развитии отечественного СПО, изменив подходы, образовательные программы и отношение к колледжам по всей стране.

Накануне Чемпионата WSC-2019 мы хотим ещё раз напомнить про ценности worldskills, которые разделяют и пропагандирует сотни тысяч людей во всем мире. Именно ценностное содержание движения – самореализация, навыки и компетенции, профессионализм и уважение к труду – надежный фундамент глобального экспертного сообщества WorldSkills.

WorldSkills в мире

WorldSkills (Ворлдскиллс) – это международное общественное движение, которое во всем мире объединяет людей, которые хотят что-то изменить. Его основная миссия – создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.

Существует некоммерческая организация «WorldSkills International», которая выполняет функции Олимпийского комитета: её задача – проведение чемпионата мира раз в 2 года.

Механизм WorldSkills — это проведение соревнований, через которые формируются и развиваются сообщества: через взаимодействие между участниками соревнований и экспертами, а также общение конкурсантов между собой на соревновательной площадке. Именно этот эффект главным образом приносит изменения в систему СПО и ДПО России. Возникают экспертные сообщества. Они вырабатывают самый ценный контент – содержание для образовательных программ в колледжах. Благодаря участию в WorldSkills, подходы к формированию и сами образовательные программы в колледжах России за эти 7 лет изменились радикально.

Формат WorldSkills Competition

Мировые соревнования WorldSkills – это, в первую очередь, уникальное, масштабное событие с участием делегаций из большинства стран планеты! Принимать такое мероприятие – большая организационная задача, честь и ответственность, не уступающие любым другим глобальным соревнованиям, финалам мировых чемпионатов и первенств. Не даром WSC еще называют Олимпиадой навыков и компетенций, сравнивая движение WorldSkills с олимпийским.

В центре мирового первенства, конечно, конкурсы по официальным компетенциям движения WS, отобранным по критерию наибольшей популярности. Таким образом, формирование соревновательной повестки является своего рода рейтингованием востребованных профессий и отслеживание динамики тех компетенций, что теряют популярность под натиском автоматизации и новых технологий.

Важной частью мероприятия является конгрессно-выставочная часть, в ходе которой глобальное сообщество WorldSkills в дискуссиях с представителями власти, бизнеса, локальных территорий и отраслей прогнозируют развитие тех или иных навыков и компетенций.

Также за время подготовки к WSC страны-участницы инициируют большое количество социально-общественных проектов, которые рассматриваются в течение двухлетнего периода подготовки Дирекцией WSI, согласовываются Советом Директоров WSI и окончательно утверждаются на текущей Генеральной Ассамблее как часть программы следующего первенства. Некоторые события, такие как например One School One Country, становятся традиционными и входят уже в обязательную часть Мировых соревнований (WSC).

Подготовка к следующему Мировому первенству начинается уже на текущем WSC. На деловой части мероприятия формулируются задачи для движения и вызовы в современном среднем профессиональном образовании (VET), которые формируют повестку деловой части предстоящего чемпионата. За это отвечают Официальные делегаты от каждой страны-члена WSI, составляющие Стратегический комитет. На самих соревнованиях формируются стандарты и задания WSI на следующее первенство через собранные экспертные сообщества. Это задача Технических делегатов от стран-членов WSI и Технического комитета WSI.

Принципы соревнований WorldSkills (Стандарт WorldSkills)

Для достижения максимального эффекта должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:

  • Соревнования должны быть публичны, т.е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица,
  • Правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников,
  • Тестовые задания и критерии оценки должны быть известны заранее,
  • В ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников),
  • В процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов,
  • Система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта.

В т.н. стандарт WorldSkills входит регламентная документация соревнований, а именно: Техническое Описание (TD — Technical Description), Тестовое задание (TP — Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудование (Layout) и Требования по технике безопасности (Health & Safety).

Эксперты соревнований WorldSkills

Роль экспертов в организации соревнований очень высока. Экспертом признается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки.

Эксперты формируют экспертные сообщества. Главный и заместитель Главного эксперта выбираются по окончании текущих соревнований на следующие Соревнования. Перед этим все эксперты, участвующие в работе на текущем чемпионате, сразу после его окончания формируют изменения в текущие стандарты и формируют предварительные Задания на следующий чемпионат. На основании этих документов вновь избранные по каждой профессии Главный и Заместитель главного эксперта совместно с Технической дирекцией изменяют регламенты предстоящих Соревнований. Через год к ним присоединяются Технические делегаты, которые назначаются Президентами жюри по соответствующим компетенциям. С этого момента формируется Skills Management Team, которая определяет уже точные регламенты и задания. За полгода до Соревнований они собираются вместе на площадке в рамках Недели подготовки к Соревнованиям (CPW — Competition Preparation Week) и окончательно принимают решения по месту проведения, готовности площадки, всем недочетам площадки и т. п. В последнее полугодие к ним начинают прибывать вновь назначенные эксперты из стран/регионов, которые выразили желание участвовать в Соревнованиях по данной компетенции.

На CPW окончательно определяется перечень компетенций (профессий), по которым будут проводиться Соревнования. Если к этому моменту по компетенции не зарегистрировалось достаточное количество участников, то на следующие Соревнования компетенция снимается, а на ее место приходит какая-либо из Презентационных. Происходит естественная ротация и своеобразный рейтинг по популярности.

Для качественной оценки также необходимо минимально регламентированное количество экспертов. Количество экспертов может превышать количество участников. Зачастую это даже приветствуется, т. к. позволяет обеспечить более высокую объективность судейства.

SMT формируют Skills Management Plan (SMP) — разбивку экспертов по группам, порядок судейства, время проведения соревнований и другую детальную информацию для предстоящих Соревнований.

КАЗАНЬ, 28 авг - РИА Новости. Чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019 завершился во вторник в Казани торжественной церемонией вручения медалей победителям и призерам. В неофициальном общекомандном зачете российская сборная заняла второе место, завоевав 14 золотых медалей, четыре серебряных и четыре бронзовых. Первое место – у сборной Китая, на счету которой 16 золотых, 14 серебряных и пять бронзовых медалей. Третье место – у Кореи, конкурсанты которой завоевали семь золотых, шесть серебряных и две бронзовых медали.

В торжественной церемонии принял участие президент России Владимир Путин.

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с российской сборной молодых профессионалов после церемонии закрытия 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019

По признанию ребят российской сборной, "родных стен", которые обычно помогают, было не всегда достаточно – конкуренция была жёсткой, эксперты - строгими, а волнение зашкаливало.

Золотые медали за первое место получили участники сборной WorldSkills Russia по компетенциям "Администрирование отеля", "Визуальный мерчендайзинг", "Изготовление прототипов", "Изготовление изделий из полимерных материалов", "Информационная безопасность", "Лабораторный химический анализ", "Печатные технологии в прессе", "Поварское дело", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Сварочные технологии", "Сухое строительство и штукатурные работы", "Флористика", "Холодильная техника и системы кондиционирования" и "Ювелирное дело".

Вторые места и серебряные медали завоевали конкурсанты по компетенциям "Информационные кабельные сети", "Обслуживание авиационной техники", "Парикмахерское искусство" и "Электромонтаж". Бронзовыми медалями наградили за третье место участников сборной России по компетенциям: "3D-моделирование для компьютерных игр", "Мобильная робототехника", "Облицовка плиткой" и "Экспедирование грузов".

Главный приз

Россиянка Анастасия Камнева из Ярославля, представившая страну в компетенции "Лабораторный химический анализ" и завоевавшая золотую медаль, набрала и самое большое количество баллов и стала обладательницей премии имени основателя мирового чемпионата WorldSkills Альберта Видаля. Награду победительнице вручили президент движения WorldSkills International Саймон Бартли и дочь Альберта Видаля Палома Видаль.

/ Анастасия Камнева (Россия), завоевавшая золотую медаль в компетенции "Лабораторный химический анализ" и награду Альберта Видаля "Лучший в нации" на церемонии награждения 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

Анастасия Камнева (Россия), завоевавшая золотую медаль в компетенции "Лабораторный химический анализ" и награду Альберта Видаля "Лучший в нации" на церемонии награждения 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Ощущения непередаваемые, до сих пор очень сильное волнение, очень много эмоций, радости. Финляндия была самым сильным соперником. Все соперники волновались, это было видно по их работе, но Финляндия держалась очень стойко и давала всем знать, что поборется за медаль", - сказала девушка журналистам сразу после награждения.

Анастасия отметила, что хотела бы дальше совершенствоваться в своем деле и помогать развитию данной компетенции в целом в движении WorldSkills. Девушка также призналась, что за время чемпионата, кажется, потеряла пару килограммов – волнение было настолько сильным, что она просто не могла есть, очень переживала.

Победа – коллективный результат

Большинство ребят признавались, что сегодняшняя их победа – результат нескольких лет сложнейшей работы и тренировок многих людей: преподавателей, тренеров, экспертов, родных, которые учили, направляли, поддерживали.

"Я выложилась на этих соревнованиях на все 100%, моя команда это почувствовала, поэтому золото было достаточно ожидаемо. Было очень тяжело, мы с нашей командой работали три года ради этой идеи, ради того, чтобы взять эту золотую медаль. Потому что на прошлых соревнованиях мы заняли 12-е место, сейчас мы наконец-то ощутили это золото в своих руках. Это очень приятно, чувствуешь, что все твои труды окупились", - призналась Елизавета Шкимбл, победившая в компетенции "Флористика".

"Спасибо всем, это была командная победа. Я готовился более трех лет. Это победа не моя личная, это победа большой команды – преподавателей, тренеров. Бесконечно много людей в этом участвовали, бесконечно благодарен всем, кто принимал участие в этом", - отметил Александр Леушин, завоевавший золото в компетенции "Холодильная техника и системы кондиционирования"

С ребятами согласилась и Лиза Степанова, победившая в компетенции "Печатные технологии в прессе".

"Не только я, мои тренеры, эксперты – все вложили труд в эту медаль. Огромный труд проделан и это результат – золотая медаль. Были серьёзные соперники со всего мира, и действительно пришлось побороться. Я готова ещё не один путь пройти, чтобы почувствовать эти эмоции ещё раз", - поделилась впечатлениями девушка.

Тем же, кто еще только планирует участвовать в движении WorldSkills, она посоветовала не сомневаться. "Тут не надо думать, надо участвовать, потому что это море эмоций, возможностей, знакомств, перед тобой открывается целый мир. И обязательно нужно идти до конца. Даже если что-то не получается, никогда не сдаваться и бороться до последней секунды, пока у тебя есть время", - сказала Степанова.

Айдар Минеев из Набережных Челнов выиграл золотую медаль в компетенции "Изготовление прототипов". Общаясь с журналистами, молодой человек отметил, что на участие в соревнованиях его вдохновил старший брат, в 2018 году ставший чемпионом Европы в компетенции "Инженерный дизайн CAD", а также завоевавший специальный медальон на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби.

Айдар Минеев, завоевавший золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Изготовление прототипов" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Я чувствую гордость за страну. Мой результат – это усиленные тренировки, обширная работа с экспертами и тренерами. Мне помогла родная земля, это очень мотивировало и придавало определенный темп. Я очень счастлив. Спасибо всей команде – тренерам, экспертам, всем, кто меня поддерживал. В дальнейшем я планирую связать свою жизнь с инженерией. Участникам следующих чемпионатов желаю побед, они должны ставить себе цели и делать все, чтобы их достичь", - сказал он.

Волнение мешало

Не все ребята остались довольны результатом, даже несмотря на завоеванные награды.

"У меня третье место, значит, не все получилось. Но я сделал все, что мог. Многое зависит не только от нас, но и от судей, которые нас оценивают. Испытываю потрясение, не рассчитывал, что выйду на пьедестал – знал, что выполнил работу не совсем хорошо, хоть и старался, были ошибки", - сказал Алексей Артемасов, завоевавший "бронзу" в компетенции "3D моделирование для компьютерных игр".

Анастасия Распопова, победившая в компетенции "Визуальный мерчендайзинг", также рассказала о сильном волнении.

/ Анастасия Распопова (Россия), завоевавшая золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Визуальный мерчендайзинг" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани


Анастасия Распопова (Россия), завоевавшая золотую медаль на церемонии награждения победителей WorldSkills в компетенции "Визуальный мерчендайзинг" в рамках 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 в Казани

"Я была просто в шоке – столько слез, эмоций. Предчувствие, конечно, было. Просто когда у тебя, на контрасте видно, что очень хорошая работа, всегда есть шанс, что тебя "завалят". Все страны понимают, ты – конкурент, и могут занижать оценки. Работа участника – это всего лишь 30% от победы, и даже если ты на 100% выложился, это ещё ничего не значит. 30% - это работа экспертов, других команд, и это все очень волнительно", - поделилась девушка.

Импульс развитию профобразования

"Наша страна завоевала рекордные 22 медали, и 14 из них – золотые. Это число чемпионов говорит об очень высоком уровне подготовки в нашей стране, о том, что среди наших экспертов и преподавателей есть носители технологий мирового уровня... Из догоняющей Россия стала опережающей страной, серьезным конкурентом вечных лидеров WorldSkills. Помимо этого у нас 25 медальонов за профессионализм, гарантия профессионального признания участника чемпионата международным сообществом. С Best of Nation и премией Альберта Видаля у России на чемпионате мира в Казани 49 наград – это серьезный импульс, который дан развитию системы профессионального образования в России", - отметил директор союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Роберт Уразов.

Мировой чемпионат WorldSkills 2019 прошел в Казани 22-27 августа. Участниками чемпионата стали порядка 1,3 тысячи молодых людей до 22 лет (в некоторых компетенциях – до 25 лет) из 63 стран. Основной площадкой соревнований стал международный выставочный центр "Казань Экспо". Казань была выбрана городом проведения чемпионата на генассамблее WorldSkills International в Сан-Паулу в августе 2015 года. За это право она соперничала с Парижем и бельгийским Шарлеруа.

WorldSkills International – международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Мировой чемпионат WorldSkills является крупнейшим в мире соревнованием профессионального мастерства. РФ вступила в международное движение WorldSkills в 2012 году. Сегодня союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" охватывает все регионы, 3,5 тысячи колледжей, 160 вузов, 25 крупнейших компаний.

Когда мне предложили слетать на Сахалин, чтобы снять репортаж про чемпионат рабочих профессий WorldSkills, я не мог отказаться. На одном краю Евразии я уже побывал с плавучей атомной станцией, а упускать возможность побывать на другом краю не хотелось. К тому же интересно было увидеть чем отличается регион от остальной России и сравнить организацию мероприятия в Южно-Сахалинске с Екатеринбургом, где я уже снимал Жмите на ссылку.

На фото сверху кстати, одна из компетенций - эстетическая косметология. Непривычно было видеть косметический салон в двух шагах от столяров и электромонтеров. Но обо всем по порядку.


Кратко напомню вам, что такое WorldSkills. Изначально это был национальный конкурс по профессионально-технической подготовке, который возник в Испании в 1947 году после Гражданской войны, для популяризации рабочих специальностей. Идея оказалась хорошей и конкурс со временем превратился в международную некоммерческую ассоциацию WorldSkills, которая провела на сегодняшний день 44 международных чемпионата.

Фото с открытия чемпионата в Южно-Сахалинске.

На открытии чемпионата выступил рэпер L`One, который стал послом мирового чемпионата WorldSkills, который пройдет в Казани в 2019 году.

На данный момент в организации состоят 77 стран, которые один раз в два года участвуют в международных соревнованиях, и во многих из которых проходят внутренние национальные чемпионаты.

В России соревнования начинаются с регионов, где на уровне училищ или университетов проводятся аттестационные конкурсы по профильным специализациям. Лучшие попадают на региональные соревнования, а их победители едут на национальный чемпионат. Победа в российском чемпионате WorldSkills дает возможность попасть в команду, которая будет представлена на международном чемпионате.

Как раз в Южно-Сахалинске с 8 по 12 августа и состоялся финал VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia-2018, на котором соревновались в своих профессиональных качествах более 700 участников со всей России в возрасте от 16 до 25 лет по 63 компетенциям, среди которых были не только привычные нам рабочие профессии, вроде плотников, строителей и авторемонтников, но и ландшафтные дизайнеры, роботехники, косметологи и даже бармены.

В этом списке можно видеть все компетенции чемпионата. Напишите в комментариях, в какой их них вы считаете себя специалистом.

Если прошлый чемпионат в Екатеринбурге назывался WorldSkills Hi-tech, в нем участвовало 300 конкурсантов и он был более специализированным, то в этот раз количество участников было 700 и здесь были компетенции, которых я не видел ранее.

Здесь соревнуются в мастерстве поклейки обоев.

Рядом столяры делают мебель.

А специалисты по промышленной автоматике наводят симметричный порядок при проводке кабелей.

Без сварщиков тоже не обошлось.

В отдельных павильонах расположились автомастерские.


В другом шатре клали кирпичи в красивые конструкции, кровельщики показывали, как нужно укладывать крышу, и спецы по кафелю составляли рисунки на скорость и качество.

Были компетенции в которых требовались познания в науках мне недоступных, как например реверсивный инжиниринг и механотроника

Профессионализм конкурсантов оценивают эксперты, которые следят за тем, как участники выполняют задания.

В такой компетенции как ресторанный сервис любой желающий посетитель чемпионата мог сам проверить компетентность официантов и даже барменов, чем я и воспользовался.

Бармен мне приготовил безалкогольный коктейль.

А за столом я заказал себе блюдо и выпил вина.

Как мне сказали специалисты, изначально конкурсантам дается сложное задание, которое невозможно выполнить в срок на 100%. Это делается для того, чтобы у участников соревнований не было одинаковых результатов.

Будущий парикмахер

В хлебопекарном и кондитерских компетенциях участники делали настоящие шедевры.

В отличие от международных соревнований, которые проводятся раз в 2 года по нечетным годам, в России чемпионат выявляет лучших в разных специализациях каждый год, причем количество компетенций может дополняться. Следующий международный чемпионат WorldSkills будет проводится у нас, в Казани в 2019 году.

Это компетенция дошкольное образование, для будущих воспитателей детских садов

А здесь уже будущие учителя начальных классов.

Ювелирное дело

Ну и самое неожиданное, что я увидел - эстетическая косметология. Но тоже вполне себе рабочая профессия.

Многие промышленные предприятия России поддерживают чемпионат, так как здесь соревнуются их потенциальные работники, а особо отличившиеся получают получают сертификат о принятии на работу.

Организаторами финала VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia- 2018 выступили Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", Правительство Сахалинской области, Агентство стратегических инициатив, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Руководитель WorldSkills Russia Роберт Уразов.

Организационный комитет по подготовке и проведению чемпионата возглавил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Лидерами медального зачета по итогам соревнований стали команды Москвы, Татарстана и Московской области.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Борский агропромышленный техникум»

Организационно – методическое обеспечение

конкурсов молодых професссионалов WorldSkills .

Морозова Мила Валентиновна, методист

ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум»

Бор

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3

Основная часть

    Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….... 5

    Движение WorldSkills : общие сведения, цели и задачи ………………………......................... 7

    Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills …………………………………………………….…. 11

    Организационно – методическое обеспечение конкурсов молодых професссионалов WorldSkills в Борском агропромышленном техникуме ……………………………………... 14

Заключение ……………………………………………………………………………………………... 20

Список используемых источников …………………………………………………………………..…21

ВВЕДЕНИЕ

Кардиальные изменения, происходящие в течение последних лет в экономической, социальной и культурной сфере общества, с каждым годом ставят всё более сложные задачи перед системой российского профессионального образования, выдвигает всё новые требования к качествам современного рабочего: достижимые мотивации работника, умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, высокая работоспособность. В связи с этим, качество профессионального образования рассматривается не только на уровне освоения обучающимися конкретных профессиональных компетенций, но и на уровне освоения ими культуры профессиональной деятельности, постоянного профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.

«Одна из принципиальных задач государства – это развитие профессионального образования. Надо повысить престиж рабочих специальностей, в целом – общественную ценность и значимость квалифицированного труда» - из выступления В.В.Путина.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда.

Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. 1

Одним из способов решения данного вопроса могут быть конкурсы профессионального мастерства, которые помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и ____________________________________________________________________________________
1 Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 192–201. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76511.htm.

креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны, т.к. являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. А с введением новых ФГОС, Профессиональных стандартов, стандартов WSR, а также созданием регионального центра компетенций, вовлечение обучающихся в международное движение WorldSkills и участие в конкурсах профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills стали не только жизненно необходимы, но и делом чести любого профессионального образовательного учреждения.

Цель данной работы: организационно – методическое обеспечение конкурсов молодых профессионалов WorldSkills в Борском агропромышленном техникуме.

Для достижения поставленной цели потребовалось:

    раскрыть понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании;

    изучить историю развития, основные понятия и документацию движения Worldskills;

    ознакомиться со структурой подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства

    описать опыт работы по организационно – методическому обеспечению конкурсов молодых профессионалов Worldskills в Борском агропромышленном техникуме.

1.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Большинству людей, в том числе и подросткам, присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих - врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми, результат которого, очень часто и определяет его статус в социуме.

Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в образовательный процесс компонентов . Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.

Большие потенциальные возможности для повышения творческой активности, заложенные в соревновании, выделяли ещё К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, К.Н.Вентцэль.

Использование соревновательной педагогики в профессиональном образовании позволяет формировать компетенции, приближая обучение к профессиональной деятельности, активизируя формирование профессиональной мотивации. С оревнуясь между собой, обучающиеся быстро осваивают ещё и опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

В рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. Кроме того, конкурс - это возможность обмена неформализованными, неявными знаниями.

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ.

Конкурсы профессионально мастерства, не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Международное некоммерческое движение WorldSkills и проводимые им чемпионаты - это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников в возрасте до 22 лет, так и известные профессиональны, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение конкурсных заданий, на сегодняшний день, является одной из самых перспективных площадок для стажировки педагогов и профессионального роста и становления обучающегося.

Чемпионаты WorldSkills – это и площадка для профессионального сообщества, на которой лучшие эксперты-практики из разных стран обмениваются опытом и определяют направления формирования современных международных стандартов в представленных на соревнованиях областях производства и социальной сферы. Проведение чемпионатов невозможно без участия бизнес-партнеров, что обеспечивает повышение статуса компаний на международных рынках, формирует их имидж как организаций с высокой социальной ответственностью.

2.ДВИЖЕНИЕ WorldSkills : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Миссия WorldSkills: «Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха»

Региональный координационный центр . ru / techcom / opisanie - konkursnykh - zadaniy /

Блог экспертов WSR Ленинградской области : http :// expertswsrlo . blogspot . ru /

Понравилась статья? Поделитесь ей